Решение по иску Комитета лесного хозяйства Московской области об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

«…» … 2014 года Дело №А41-

 

Резолютивная часть объявлена:

Полный текст решения изготовлен:

 

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Р.Ш. Бирюкова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самороковской Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью «А»

Третьи лица:

Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области;

Управление Росреестра по Московской области

об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее – Комитет, Истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «А» (далее – ООО «А», Ответчик) с требованием, в котором просит истребовать из незаконного владения земельный участок с кадастровым номером 50:13:…, площадью … кв.м., категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская обл., г. …, в районе мкр-н ….

В обоснование своих требований Истец сослался на то, что ООО «А» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:13:… Однако истцу стало известно, что указанный земельный участок располагается на землях лесного фонда, что, по мнению Истца, нарушает его права и законные интересы, в связи с чем последний и обратился в суд с настоящими требованиями.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Управление Росреестра по Московской области.

В судебном заседании представитель Истца по доверенности И. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ООО «А» по доверенности Раецкий А.М. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области по доверенности Б. поддержал исковые требования.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

ООО «А» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:13:…, общей площадью … кв.м., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «для ведения сельскохозяйственного производства», расположенный по адресу: Московская обл., г. …, в районе мкр-н …, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 25.07.2014 года № 01/008/2014-….

По сведениям, направленным Московским учебно-опытным филиалом ГКУ Московской области «Мособллес» в Комитет лесного хозяйства Москвоской области, указанный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда Щелковского сельского (Пушкинский район) участкового лесничества (квартал № …, выдел № …) (Т. 1 л.д. 9).

Указанный вывод был сделан на основании Таксационного описания по состоянию на 01.01.2007 года (Т. 2 л.д. 6 – 8).

Посчитав, что ответчик незаконно владеет указанным земельным участком, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.

В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

По смыслу ст. ст. 8, 9 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда являются федеральной собственностью и могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, а также праве безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Однако, при обращении в суд с настоящим исковым заявлением Истец не принял во внимание следующие обстоятельства.

Право собственности ООО «А» на земельный участок с кадастровым номером 50:13:… было зарегистрировано 21.12.2010 года на основании протокола внеочередного собрания членов СПК «…» от 28.07.2010 года, в соответствии с которым принято решение о внесении указанного земельного участка в качестве вклада в уставный капитал ООО «А» (Т. 2 л.д. 61 – 64) и акта передачи имущества в уставный капитал ООО «А» СПК «…» от 20.08.2010 года (Т. 2 л.д. 65),

Данные факты подтверждаются копией дела правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:…, представленной в материалы дела (Т. 2 л.д. 12 – 96).

Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 15.03.2010 года и был образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 50:00:… на основании решения о выделе земельных участков от 10.11.2009 года, принятого СПК «…» (Т. 1 л.д. 317 – 320), что подтверждается копией кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером … (Т. 1 л.д. 39 – 329).

Ранее земельный участок с кадастровым номером 50:00:…, из состава которого был образован спорный земельный участок, общей площадью … кв.м, принадлежал на праве собственности сельскохозяйственному производственному кооперативу «…», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2009 года (Т. 3 л.д. 14), а также копией дела правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:00:… (Т. 3 л.д. 3 – 212).

Право собственности СПК «…» возникло на основании Договора купли-продажи, находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, приобретенные в собственность СПК «…» от 18.08.2009 года № …, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области и СПК «…». Земельный участок был передан от ТУ ФАУГИ по Московской области к СПК «…» на основании Акта к договору купли-продажи земельного участка от 25.08.2009 года.

Указанный договор купли-продажи был заключен на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 11.08.2008 года № 644 (Т. 3 л.д. 114 – 115).

Данное распоряжение было издано на основании решений Арбитражного суда Московской области от 11.07.2008 года по делу № А41-… (Т. 3 л.д. 70 – 75) и от 04.03.2009 года по делу № А41-… (Т. 3 л.д. 76 – 81).

До заключения Договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:00:…, указанный земельный участок находился на праве постоянного (бессрочного) пользования у СПК «…», что подтверждается решением Арбитражного суда Московской области от 07.03.2008 года по делу № А41-… (Т. 3 л.д. 82 – 86).

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При этом, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (пункт 1 статьи 302 ГК РФ). Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 Гражданского кодекса РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.

В соответствии со статьей 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при рассмотрении иска собственника об истребовании имущества, внесенного в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества (товарищества), судам следует учитывать, что получение имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал является возмездным приобретением, так как в результате внесения вклада лицо приобретает права участника хозяйственного общества (товарищества). В то же время возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность СПК «…»), к полномочиям ФАУГИ относились полномочия по осуществлению полномочий собственника в отношении федерального имущества (п. 5.2.); по заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечение передачи прав собственности на это имущество (п. 5.6.) и т.д.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области имело право заключать договора в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В настоящем деле земельный участок с кадастровым номером 50:13:… не выбывал незаконно из обладания собственника – Российской Федерации, а был приобретен предыдущим собственником (СПК «…») в рамках единого землепользования – земельного участка с кадастровым номером 50:00:… — на основании Договора купли-продажи, заключенного с лицом, уполномоченным распоряжаться данным имуществом от имени Российской Федерации.

Указанная сделка не оспаривалась и не признавалась недействительной в установленном законом порядке, в том числе в судебном порядке.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования Комитета лесного хозяйства об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения удовлетворению не подлежат.

Более того, из положений статьи 11.1 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее — кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона № 221-ФЗ).

Исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка), при этом, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, статья 20 Закона № 221-ФЗ).

Из части 7 статьи 38 Закона № 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 6 закона № 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.

Из пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 38 Закона № 221-ФЗ следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее — акт согласования местоположения границ).

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом № 221-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке (п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ).

Истцом не предоставлено доказательств соблюдения процедуры урегулирования спора в указанном порядке, а также оформления Акта согласования границ лесного участка, в исковых требованиях Комитет лесного хозяйства указывает на пересечение спорного земельного участка с земельными участком, относящимся к землям лесного фонда и находящимся в федеральной собственности, ссылаясь только на таксационное описание.

Между тем лесной участок, расположенный в квартале № … выдел № 4… Щелковского сельского (Пушкинский район) участкового лесничества, на который, по мнению Комитета лесного хозяйства полностью налагается земельный участок с кадастровым номером 50:13:…, на кадастровый учет не поставлен.

Решением Арбитражного суда Московской области от 07.03.2008 года по делу № А41-… установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:00:… (из которого впоследствии был образован спорный земельный участок) был образован путем объединения 73-х земельных участков, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:… и 50:14:…, которые ранее на основании постановления Главы Пушкинского муниципального района Московской области от 07.02.1992 года №…, были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП племзавод «…» — ОПХ ГНУ ….

Обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:13:… был незаконно образован из земель лесного фонда, Комитет лесного хозяйства ссылается только на то, что данный факт подтверждается таксационным описанием, составленным по состоянию на 01.01.2007 года.

Действительно, как верно указывает истец, в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Между тем, доказательств того, что до предоставления спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1992 году и составления таксационного описания, указанная территория относилась к землям лесного фонда, Комитет лесного хозяйства не представил.

Между тем, согласно представленной в материалы дела копией кадастрового дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2010 году в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

Из кадастрового паспорта в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0… следует, что он расположен по адресу: Московская обл., г. К…, в районе мкр-н …, относится к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства».

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Комитет лесного хозяйства не доказал обстоятельств, на которые сослался в исковом заявлении, в том числе, что предоставление земельного участка в собственность ООО «А» не соответствовало действующему законодательству, так как изначально земельный участок располагался на территории лесного фонда и относился к землям лесного фонда.

Также суд считает, что заявителем пропущен срок исковой давности.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. При этом срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно статье 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (негаторный иск).

В соответствии с материалами дела, земельный участок, который, по мнению Комитета лесного хозяйства, относится к землям лесного фонда, выбыл из земель лесного фонда в 2009 году, то есть в момент заключения Договора купли-продажи.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

В судебном заседании представитель ООО «А» заявил о пропуске Комитетом лесного хозяйства срока исковой давности, о пропуске срока также указано в отзыве на исковое заявление.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Принимая во внимание, что Договор купли-продажи, находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, приобретенные в собственность СПК «…» от 18.08.2009 года № … был заключен с ТУ ФАУГИ по Московской области, действующего от имени Российской Федерации, также как и Комитет лесного хозяйства Московской области, суд считает, что доводы ответчика о пропуске срока исковой давности являются обоснованными.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области об истребовании земельного участка с кадастровым номером 50:13:… из чужого незаконного владения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в порядке установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

Судья Р.Ш.Бирюков